Законопроект был проанализирован Венецианской Комиссией, которая отметила, что его положения являются прогрессивными по сравнению с предыдущими предложениями изменений законодательства, закладывают прочную основу для функционирования органов прокуратуры в соответствии с европейскими стандартами.ской Комиссией, которая отметила, что его положения являются прогрессивными по сравнению с предыдущими предложениями изменений законодательства, закладывают прочную основу для функционирования органов прокуратуры в соответствии с европейскими стандартами.

Текст проекта Закона о прокуратуре (№ 3541), ранее поданный Президентом Украины Виктором Януковичем, наконец-то появился в доступе на сайте ВР. Предполагается, что закон о прокуратуре вступает в силу через три месяца со дня, следующего за днем объявления Высшей квалификационно - дисциплинарной комиссией прокуроров Украины и Советом прокуроров Украины о начале своей деятельности, которое публикуется указанными органами в газете «Голос Украины», за исключением некоторых положений.

Представительство в суде

Проектом предлагается полностью отменить функцию прокуратуры по надзору за соблюдением и применением законов. Основная роль в выполнении таких задач отводится профильным органам государственной власти. Кроме того, сужаются полномочия прокурора по представительству в суде интересов гражданина или государства.

Предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для осуществления прокуратурой представительства интересов государства в суде. Такое представительство осуществляться только в случаях нарушения или угрозы нарушения интересов государства, если:

- защита интересов государства не осуществляется или ее ненадлежащим образом осуществляет орган госвласти, орган местного самоуправления или иной субъект властных полномочий, в компетенцию которого входят соответствующие полномочия;

- отсутствует компетентный орган.

Исключается возможность осуществления прокурором представления интересов в правоотношениях, связанных с избирательным процессом, созданием и деятельностью СМИ, а также политических партий, религиозных организаций, организаций, осуществляющих профессиональное самоуправление, и других общественных объединений.

Прокурор осуществляет представительство в суде интересов гражданина в случаях, если такое лицо не может самостоятельно защитить свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия в связи с не достижением совершеннолетия, недееспособностью или ограниченной дееспособностью, а законные представители или соответствующие органы не осуществляют или ненадлежащим образом осуществляют его защиту. Наличие таких обстоятельств должно быть обосновано прокурором.

Кроме того, проектом предусмотрено, что бесплатная правовая помощь будет предоставляться с 1 июля 2014 г. (а не с 1 января 2017 г.) в полном объеме и всем категориям лиц, предусмотренным Законом «О бесплатной правовой помощи».

Организационная структура органов прокуратуры

Предусматривается формирование трехуровневой системы органов: Генеральная прокуратура Украины, региональные прокуратуры (прокуратуры областей, АР Крым, городов Киева и Севастополя), местные прокуратуры (городские (кроме городов Киева и Севастополя) и районные прокуратуры, районные в городах Киеве и Севастополе прокуратуры). По решению Генпрокурора, согласованному с Советом прокуроров Украины, могут также образовываться:

1) межрайонные прокуратуры, территориальная юрисдикция которых распространяется на несколько районов;

2) районные в городах прокуратуры, территориальная юрисдикция которых распространяется на район в городе с районным делением.

В случае принятия решения о создании межрайонной или районных прокуратур соответствующие районные и городские прокуратуры ликвидируются, а их территориальная юрисдикция переходит новообразованной прокуратуре. Такое правило не применяется к прокуратуре, территориальная юрисдикция которых распространяется на города Киев и Севастополь. Также предлагается ликвидировать специализированные прокуратуры (транспортные, военные, природоохранные).

Доступ к профессии прокурора

Вводятся повышенные требования к кандидатам на должность прокурора (минимальный стаж работы в области права не менее 2 лет - для кандидата в прокуроры местной прокуратуры), а также предусматривается конкурсная процедура отбора кандидатов на должность прокурора, которая будет включать в себя проведение квалификационного экзамена (анонимного тестирования и выполнения практического задания) и специальную подготовку кандидатов на должность прокурора в Национальной академии прокуратуры Украины (6 месяцев). Конкурсная процедура вводится и при переводе прокурора на должность в орган прокуратуры высшего уровня, в сочетании с требованиями о наличии стажа на должности прокурора.

Предусмотрено, что прокурор периодически проходит подготовку в Национальной академии прокуратуры Украины, которая должна включать изучение правил прокурорской этики.

Отметим, что любое лицо, которому известны факты о совершении прокурором дисциплинарного проступка, может обратиться с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий дисциплинарное производство.

Для усиления независимости прокурора от прокуроров высшего уровня проектом регулируется порядок взаимоотношений между ними при предоставлении приказов или указаний. В частности, вводится право прокурора требовать письменного подтверждения указания, если у него возникает сомнение в его законности, а также право обжаловать такое указание в независимый орган прокурорского самоуправления - Совет прокуроров Украины.

Генеральный прокурор Украины назначается на должность с согласия Верховной Рады Украины Президентом Украины. Срок полномочий Генпрокурора составляет 7 лет.

Прокурорское самоуправление

Законопроектом предусматривается, что основным органом прокурорского самоуправления является всеукраинская конференция работников прокуратуры, которой будет назначаться часть членов квалификационно -дисциплинарных комиссий прокуроров, члены Совета прокуроров Украины, Высшей квалификационно - дисциплинарной комиссии прокуроров Украины.

В числе основных задач Совета прокуроров Украины - внесение рекомендаций о назначении и увольнении прокуроров с административных должностей, принятие мер по обеспечению независимости прокуроров, рассмотрение вопросов правовой защиты прокуроров, социальной защиты прокуроров и членов их семей; осуществление контроля за выполнением решений органов прокурорского самоуправления, др.

…и об адвокатах

В проекте также содержаться нормы, которыми вносятся изменения в Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Во-первых, адвокату предоставляется право беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений и организаций для ознакомления с документами и материалами, необходимыми для осуществления адвокатской деятельности.

Во-вторых, адвокату предоставляется право на бесплатный доступ к информационным базам данных госорганов, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Украины и фондов общеобязательного государственного социального страхования, кроме баз данных, содержащих информацию с ограниченным доступом.

Кроме того, предусмотрено, что стажировка будущих адвокатов будет осуществляться бесплатно. Также лицо, получившее свидетельство о сдаче квалификационного экзамена, имеет право проходить стажировку под руководством избранного им адвоката, который предоставил на это согласие и соответствует требованиям, установленным для руководителя стажировки.

От прохождения стажировки освобождаются лица, которые на момент сдачи квалификационного экзамена имеют стаж работы помощником адвоката не менее года за последние 3 года. Сейчас от прохождения стажировки освобождаются лица, которые на день обращения с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена имеют стаж работы помощника адвоката не менее одного года за последние два года.

Также устанавливается, что средства, полученные от уплаты ежегодных взносов адвокатов, распределяются между органами адвокатского самоуправления с учетом потребности покрытия расходов на обеспечение их деятельности, при этом указанные средства в равных частях распределяются для обеспечения деятельности: ВКДКА и КДКА, других органов адвокатского самоуправления, предусмотренных Законом об адвокатуре. Установление органами адвокатского самоуправления взносов или других платежей, не предусмотренных Законом, запрещается.Сайт "ЮРЛИГА"